Open
Close

Мир биологии обобщение знаний. Биологическое: значение митоза

Задачи урока.

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностя живого организма, о строении растительной и животной клетки.

Совершенствовать умения характеризовать особенности строения животной и растительной клеток;

Развивающие:

Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений;

Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.

: учащиеся должны показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений по теме «Биология – наука о живом мире»

: обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя : организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.

Средства обучения : инструктивные карты, таблица «Растительная и животная клетка»

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование инструктивной карты на обобщающем

Уроке по биологии в 5-м классе

По теме «Биология- наука о живом мире»

Задачи урока.

Обучающие:

Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностя живого организма, о строении растительной и животной клетки.

Совершенствовать умения характеризовать особенности строения животной и растительной клеток;

Развивающие:

Развивать умения применять полученные знания при выполнении заданий;

Способствовать развитию мышления

Совершенствовать монологическую речь учащихся, навыки по умению обобщать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные:

Способствовать развитию умений учащихся предъявлять результаты своей работы, и степень сформированности ряда интеллектуальных умений;

Способствовать развитию умений работать в заданном темпе, четко и кратко выполнять задания, проявлять упорство и не теряться при проведении проверочных работ.

Планируемые результаты обучения : учащиеся должны показать уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений по теме «Биология – наука о живом мире»

Формы организации учебной деятельности : обобщающий урок.

Приемы деятельности учителя : организация повторения и обобщения через работу с инструктивной картой.

Средства обучения : инструктивные карты, таблица «Растительная и животная клетка»

Ход урока.

Организация класса – сообщение целей и задач урока.

Оформление оценочного листа в тетрадь и алгоритма работы по инструктивной карте.

Работа с учебными элементами инструктивной карты. Подведение итогов каждого учебного элемента. Анализ типичных ошибок.

Инструктивная карта к обобщающему уроку

По теме «Биология –наука о живом мире »

  1. Занесите в тетрадь оценочный лист

11-12 баллов-«5», 8-10-«4», 7-5-«3», менее5-«2»

2. Работайте по инструктивной карте.

Учебный

элемент

Учебный элемент с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

УЭ-1.

Разминка

Цель: повторить основные понятия темы «Биология- наука о живом мире» , выявить умения использовать научную терминологию.

ЗАДАНИЕ 1. Дайте определение понятиям:

Биология

Многоклеточные организмы

Ядро клетки

Цитоплазма клетки

Ткани

Органы

Органические вещества

Неорганические вещества

Обмен веществ

Рост

Размножение

Деление клетки-

Поставьте один балл в УЭ-1, если вы дали ответ классу. Если вы не приняли участие в этом задании, то поставьте 0 баллов в этой графе.

УЭ-2.

Строение животной и растительной клетки

Цель: систематизировать умение характеризовать особенности строения разных клеток; определить уровень умения обобщать

ЗАДАНИЕ 2. К какой клетке относятся данные признаки, в таблице поставьте цифру, соответствующую номеру клетки.

А- имеет ядро, цитоплазму и клеточную мембрану

Б – имеет плотную клеточную стенку

В – имеет зелёные хлоропласты

Г- имеют вакуоли, заполненные клеточным соком

Д – размножаются путём деления

1. животная клетка

2 растительная клетка

Проведите самоконтроль по ключу и поставьте оценку в графе УЭ-2 по критериям:

0 – «5»

1 - «4»

2-3 - «3»

более 3 - «2»

УЭ-3

Цель: систематизировать умения выделять главное. анализировать, определить уровень развития познавательной активности, умение применять фактические знания в ситуации контроля

Выполните тестовые задания в учебнике на стр.33-34 под буквами

Б,В,Г.

Оформите ответы по образцу

УЭ-4.

Цель: Выявить умение грамотно высказывать своё мнение, определить уровень логического мышления на основе установления причинно- следственных связей.

Обсудите с друзьями:

Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?

Выступи перед товарищами

Проведите самоконтроль и поставьте балл УЭ-4 по критериям:

Не участвовали в обсуждении-0

Участвовали в обсуждении-1 балл

выступили перед классом-2 балла.

4. Резюме.

Понравилась или не понравилась вам форма работы на уроке? Заштрихуйте в квадратике, на сколько вам понравился урок.

25 % 50%

75% 100%

5. Подведение итогов урока

1. Выскажите ваши пожелания: какие проблемы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.

6. Домашнее задание:

Подготовить сообщения по плану

  1. Интересный факт
  2. Нарисуйте представителя.

Царство Растения. Царство Животные. Царство Грибы. Царство Бактерии.


1 вариант

1. Наука о веществах и их превращениях:

А. Биология Б. Физика В. Химия Г. География

2. К растениям относятся следующие организмы:

А. Лягушка Б. Незабудка В. Дрожжи Г. Медуза

3. К грибам относятся следующие организмы:

А. Волк Б. Роза В. Подосиновик Г. Сенная палочка

4. Укажите наиболее крупную систематическую единицу:

5. К организмам не имеющим в клетках оформленного ядра относятся:

А. Растения Б. Бактерии В. Водоросли Г. Грибы

В1. Установите соответствие между видами животных и группами организмов к которым они относятся в зависимости от роли, выполняемой в природе. Ответы запишите в виде таблицы:

Животные Роль животных в природе

1. Дождевой червь А) опылители

2. Моховый шмель Б) распространители плодов и семян

3. Сойка обыкновенная В) санитары природы

4. Пятнистая гиена Г) почвообразователи

В2. В приведенном ниже списке правил поведения человека во время сильного ветра, грозы и града выберите верные.

1. Переждать стихию можно под отдельно стоящим деревом.

2. Дома закрыть форточки и двери и отойти подальше от окон.

3. На открытой местности можно спрятаться в канаве или овраге.

4. Переждать стихию лучше на возвышенных участках.

5. Во время грозы не следует купаться.

6. Спрятаться от дождя, града и молнии в сельской местности можно под ведрами и тазами.

7. Как убежище от града можно использовать автобусные остановки, подъезды, перевернутые лодки, сараи.

1. Жизнь на Земле представлены Царствами живых организмов: _______________.

2. Питательные вещества способны образовывать живые организмы ____________.

3. Грегор Мендель впервые стал глубоко изучать ____________.

С1. Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который купаясь в озере ступил на стекло и порезал ногу.

Обобщение знаний по теме «Мир биологии»

по курсу «Введение в биологию» 5 класс (ФГОС)

2 вариант

Часть 1 Выберите один верный ответ из четырех:

1. К естественным наукам относятся:

А. Математика Б. Физика В. История Г. Физкультура

2. К животным относятся следующие организмы:

А. Ворона Б. Ромашка В. Опенок Г. Стафилококк

3. К бактериям относятся следующие организмы:

А. Заяц Б. Фиалка В. Дрожжи Г. Сенная палочка

4. Укажите наименьшую систематическую единицу:

А. Класс Б. Род В. Вид Г. Семейство

5. Меньше всего бактерий встречается:

А. В непроветренных помещениях. Б. На улицах городов

В. Высоко в горах, в воздухе Г. В помещении класса.

В1. Сопоставьте методы изучения живой природы со сведениями о живых организмах, которые могут быть получены при их применении. Ответы запишите в виде таблицы:

Методы изучения Сведения о живых организмах

1. Наблюдение А) Масса тела амурского тигра достигает 270 кг.

2. Эксперимент Б) Птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые

края с приходом осени.

3. Измерение В) Рост растений происходит интенсивнее при внесении в

почву удобрений.

В2. В приведенном ниже списке выберите признаки, характерные для животных.

1. Питание готовыми веществами.

2. Создание питательных веществ под действием солнца.

3. Наличие в клетках хлорофилла.

4. Подвижный образ жизни.

5. Наличие органов передвижения.

6. Неподвижный образ жизни.

7. Сложное внутреннее строение организма.

В3. Вставьте в предложения пропущенные слова:

1. Живые организмы, состоящие из одной клетки и не имеющие оформленного ядра называются _____________.

2. Особенности строения живых организмов изучает наука ______________.

3. Русский ученый В.И. Вернадский создал учение о _______________.

С1. Опишите порядок своих действий при оказании первой помощи человеку, который играя во дворе подвернул ногу и не может идти.

Конспект урока
Обобщение знаний по теме «Биология-наука о жизни»

Автор : Старовойтова Ольга Александровна.
Описание материала : предлагаю конспект обобщающего урока для учащихся 5 класса «Биология – наука о жизни». Этот материал будет полезен для учителей биологии. Это занятие поможет учащимся: сформировать представление о биологии, как науки в целом; покажет актуальность биологических знаний; выявит значение общей биологии, и ее место в системе биологических знаний.
Цель урока: Обобщить знания по теме «Биология-наука о жизни»

Задачи:
Способствовать развитию интеллектуальных умений и навыков; продолжить умение сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать целостную картину мира.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве Интернета;
Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое воспитание.
Оборудование: объекты живой и неживой природы, таблицы « Строение растительной клетки», таблицы « Строение животной клетки», горелка, пробирка, комнатные растения, картофель, йод, семечки, рисунок ромашки.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.


2. Актуализация знаний.
Стоят в лугах сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички.
Ответ: Ромашка


Учитель: что это? А у нашей ромашки оторвали лепестки, скажите хорошо поступили. чтобы сохранить нашу планету красивой можно так делать?
Но мы поможем нашей ромашке, если вы будете правильно отвечать на вопросы, то лепестки вернуться на свое место.
1. На столе объекты природы, живой и неживой(цветок, камень и др.) Распределите объекты.
Учитель: правильно. 1 лепесток на место.
Теперь скажите, почему мы эти объекты отнесли к живой при роде, а эти к не живой. Назовите признаки живого. 2 лепесток.
2. Какая наука изучает живое, что такое биология? Какие науки входят в состав биологии и что они изучают? 3 лепесток
Физминутка. Цветы
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
На доске рисунок клеток, надо раскрасить органоиды, чем растительная клетка отличается от животной.(в растительной клетке есть хлоропласты, вакуоли и клеточная стенка) 4 лепесток.





Какие методы изучения биологии вам известны? 5 лепесток
3. А сейчас мы с вами проведем эксперимент, чтобы выяснить какие химические вещества входят в состав клетки(органические и неорганические) (поджигание листа,доказывает наличие воды; доказательство наличия жиров, путем раздавливания семечки;, капнуть на картошку йод, наличие углеводов) 6 лепесток







Гимнастика для глаз. Бабочка
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


Блиц-турнир. Какие царства живой природы вы знаете? Учащиеся подготовили загадки про царства живой природы.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(заяц) (царство животных)

Вырос он в березняке.
Носит шляпу на ноге.
Сверху лист к нему прилип.
Вы узнали? Это... (гриб)(царство грибов)
Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной. (бактерии)(царство бактерии)

Был он желтеньким цветком -
Белым стал, как снежный ком.
Дунут девочка и мальчик -
Облетает... (одуванчик)(царство растения)

Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог (бактерии)(царство бактерии)

Под сосною у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть –
Нет головы. (Гриб.)(царство грибов)

Из воды и там, и тут
Белые цветы растут.
Пруд красив, как на картинке,
Летом в нем цветут... (кувшинки)(царство растений)

Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки - ни одной. (Ёж)(царство животных)

3. Закрепление.
На стр. 33 учебника выполните тест.
4. Домашнее задание.
Повторить тему 1

Учитель биологии МАОУ-СОШ №165
Шарапова М.С.

5 класс
Урок обобщения и систематизации знаний
по теме «Биология-наука о живом мире»
Тип урока: урок развивающего контроля.
Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения.
Предметные результаты: формировать умение применять полученные знания
Метапредметные результаты (формируемые УУД):
Коммуникативные-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
Регулятивные-составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные - формировать научное мировоззрение и мотивацию к дальнейшему изучению биологии.
Оборудование: учебник, 3 комплекта карточек для конкурса «Потерянные буквы», 3 конверта с разрезанным изображением микроскопа, рисунки растительной и животной тканей, листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Организационный момент (учитель проверяет готовность к уроку, приветствует учеников)
Основной этап. Закрепление знаний. Игра.
Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами завершаем первую и очень важную тему: «Биология-наука о живом мире».
Предлагаю сегодня поиграть. Мы разделимся на 3 команды. Придумать название команды, выбрать командира.
1. Конкурс «Блицопрос» (Работает вся команда. За правильный ответ 1 балл.)
1. Как называется наука, изучающая живые организмы? (Биология.)
2.Как называется наука, изучающая грибы? (Микология.)
3. Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника)
4. Как называется наука, изучающая животных? (Зоология)
5. Перечислить признаки живого. (Питание, дыхание, обмен веществ, движение, рост, развитие, размножение, раздражимость)
6. Какие приборы используют для изучения клеток? (Лупа и микроскоп.)
7. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода? (Крахмал)
8. Поддерживает форму и объем клетки? (Вода)
9. Какие вещества остаются, когда прогорит костер? Неорганические (минеральные соли)
10. Назовите ткани животных. (Нервная, мышечная, соединительная, эпителиальная)
11. Назовите ткани растений. (Основная, покровная, проводящая, механическая, образовательная)
12. Где находится объектив микроскопа? (На нижнем конце тубуса.)
13. Что такое штатив? (Удерживает все части микроскопа.)
14. Из каких веществ состоят тела живых организмов? (Органические и неорганические)
15. Какие вещества относят к органическим? (Углеводы (крахмал, сахар), жиры, белки.)
2. Конкурс «Потерянные буквы» (Работает вся команда. Выдается листок бумаги, на котором написаны только гласные буквы. Надо отгадать слово и записать его на листе бумаги. За правильно выполненное задание 3 балла)
Карточка для 1 команды: е-а-а (мембрана); я-о (ядро)
Карточка для 2 команды: е-а-а (мембрана); и-о-а-а (цитоплазма)
Карточка для 3 команды: е-а-а (мембрана); а-у-о (вакуоль)
3. Конкурс театралов и артистов «Юные ботаники» (5 баллов за артистичность)
Желающие вытягивают листок с каким-либо ботаническим термином или названием растения. Термин не произносится вслух. Затем он должен объяснить этот термин команде так, чтобы команда назвала искомый термин. Затем очередь переходит к следующему участнику.
Термин. Изобразить, например: вакуоль, ядро, клеточная стенка
4. Конкурс капитанов.
А) Собрать пазлы. Каждому капитану выдается конверт с разрезанным микроскопом. Кто первый соберет 3 балла, 2, 1;
Б) Ответить на вопросы:
1. Главные части клетки? (Мембрана, ядро, цитоплазма)
2. Роль хлоропластов? (В них находится хлорофилл, улавливает солнечную энергию, образование органических веществ)
3.Во взрослой клетке растений этот органоид занимает центральную часть (Вакуоль)
4. Назовите методы изучения природы. (наблюдение, описание, эксперимент, моделирование, сравнение, измерение)
5. Назовите неорганические вещества. (Вода и минеральные соли)
6. Хлорофилл? (Вещество, способное улавливать солнечную энергию, образовывать из неорганических органические вещества)
7. Дополнительный вопрос на дополнительный балл.
Отличие растительной клетки от животной. (Клеточная стенка, хлоропласты, крупная вакуоль)
5. Конкурс «Моделирование». Работа в группе. Команде выдается название растительной или животной ткани. Вместе все члены команды должны изобразить эту ткань.
А) Нервная
Б) Покровная
В) Проводящая
6. Конкурс «Знатоки биологии»
- Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?
- Почему хозяйственная деятельность человека приводит к гибели живых организмов?
- Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?
Рефлексия. (Подведение итогов игры, выставление оценок)
Команда победитель - «5»
Остальные – «4»