Open
Close

Художественный метод. Литературное направление, течение, школа

Метод – устойчивые повторения в конкретном историческом периоде, целостный круг основных особенностей литературного творчества. Худ. метод – отражение жизни в действительности (впервые в «Поэтике» Аристотеля).

Направление – историческая, эстетическая, национальная форма художественного метода.

Причины смены методов и направлений:

1. Изменение мировоззрения 2. Исторические изменения 3. Изменение культурных условий 4. Изменение эстетики

Религиозный символизм (идея сословного иерархизма, сис-ма соц. и экономического неравенства людей, союз «царства» и «священства», теория «Москва – третий Рим» – литература Древней Руси)

Барокко (абсолютная власть монарха и возвеличивание церкви.; зародилось оно в конце XVI столетия в Италии; основа – античный стиль - пришло на смену Возрождению; вера в реальность духовного начала, величие Бога)

Классицизм (З. Европа 17 в.; идея абсолютной монархии, культ античности и разума, нравственное воздействие на воспитание благородных чувств) Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса - один день), единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма (классицизм с его понятиями об «образцовости», строгой иерархии жанров и т. п. вообще часто связывают с абсолютизмом и расцветом государственности) - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Jlaфонтен, Ж.-Б. Мольер и т. д. Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

Классицизм в России:

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы - А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:

а) Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;

б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);

в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);

г) Общий патриотический пафос русского классицизма..

Сентиментализм (от английского sentimental - «чувствительный») - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.

Основные признаки:

2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.

3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».

4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина - одно из завоеваний сентиментализма.

5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия - произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.

Сентиментализм в России:

В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. - «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.

Характерные особенности русского сентиментализма:

а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции; б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка; в) Просветительские тенденции; г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.Излюбленные жанры сентименталистов - элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Романтизм (З. Европа – кон. 18 в. – нач. 19 в.; намеренное отступление от всяких правил; конфликт – личность и общество; идея «двоемирия»)

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - литературное и художественное направление XIX-XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.

Основные черты реализма:

1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.

3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.

4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.

5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов

В России, где основы реализма были еще в 1820-30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос - одна из основных отличительных черт русского реализма - напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы».

Модернизм (2-я половина 20 в. – противопоставление традиционному искусству)

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.

Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821-81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819-92) (Листья травы) (1855-91); Бодлер (1821-67) (Цветы зла), А. Рембо (1854-91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849-1912), особенно его поздние пьесы.Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд. Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия 20го века и радикально пересмотрел возможные литературные формы. Главные литераторы этого периода.

строе произведения, так и в принципе построения образа, сюжета, композиции, языка. Метод — это понимание и воспроизведение действительности в соответствии с особенностями художественного мышления и эстетического идеала».

Проблема способа изображения действительности была впервые осознана в античности и получила законченное воплощение в труде Аристотеля «Поэтика» под именем «теории подражания».

Подражание, по Аристотелю, составляет основу поэзии и ее цель — воссоздать мир похожим на реальный или, точнее, каким он мог бы быть. Авторитетность этой теории сохранялась вплоть до конца XVIII века, когда романтики предложили иной подход (тоже имеющий свои корни в античности, точнее в эллинизме) — пересоздание реальности в соответствии с волей автора, а не с законами «мироздания».

Эти две концепции, по мнению отечественного литературоведения середины прошлого века, лежат в основе двух «типов творчества» — «реалистического» и «романтического», в рамки которых укладываются «методы» классицизм, романтизм, разные типы реализма, модернизм. Следует сказать, что понятием «метод» пользовались многие теоретики литературы и писатели: А. Ватто, Д. Дидро, Г. Лессинг, И. В. Гете, С. Т. Колридж, написавший трактат «О методе» (1818).

Теория подражания послужила базой для развития натурализма. «Работая над "Терезой Ракен", — писал Э. Золя, — я забыл обо всем на свете, я углубился в кропотливое копирование жизни, отдаваясь целиком изучению человеческого организма...»64 Нередко особенностью такого способа отражения действительности является полная зависимость создателя произведения от предмета изображения, художественное познание превращается в копирование.

Другая же модель может приводить к произволу субъективности. К примеру, Ф. Шиллер утверждал, что художник, пересоздавая действительность («материал»), «...мало останавливается перед насилием над ним... Материал, который он обрабатывает, он уважает столь же мало, сколь и механик; он только постарается обмануть кажущейся уступчивостью глаз, который оберегает свободу этого материала».

В целом ряде работ учеными предлагается дополнить понятие метода понятием типа творчества, типа художественного мышления. При этом два типа творчества — пересоздающий и воссоздающий — охватывают все богатство принципов художественного отражения.

Касаясь проблемы соотношения метода и направления, необходимо учитывать, что метод как общий принцип образного отражения жизни отличается от направления как явления исторически-конкретного.

Следовательно, если то или иное направление исторически неповторимо, то один и тот же метод, как широкая категория литературного процесса, может повторяться в творчестве писателей разных времен и народов, а значит, разных направлений и течений.

Например, элементы реалистического принципа отражения действительности мы встречаем уже в направлениях классицизма, сентиментализма, то есть еще до возникновения собственно реалистического метода, так же как сложившийся реализм позднее проникает и в произведения модернизма.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

1 вариант

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ления общественных отношений, изображение диалектичес­ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­кий характер берется в его социальной активности.

  1. Тема художественного произведения – это

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности, предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для постановки философских, социальных, этических и других проблем.

  1. Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

  1. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, укажите основополагающую

Б) косность и инертность

В) фамильярное отношение к крепостным.

  1. Авторским идеалом в романе является

А) Обломов

Б) Ольга Ильинская

В) Штольц

  1. Вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский

Б) социальный

В) идеологический

Г) внутренний (семейный).

  1. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара

Б) Катерина

Г) Феклуша

  1. Момент кульминации пьесы «Гроза»:

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

  1. Основа конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Деталь в портрете Базарова, выявляющая род его деятельности

А) высокий рост

Б) самоуверенная улыбка

В) бакенбарды «песочного цвету»

Г) красная рука

11.Кого из героев романа можно назвать «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров

Б) Евгений Базаров

В) Аркадий Кирсанов

12. Главным оружием Салтыкова-Щедрина является

А) реальное изображение действительности

В) яркое изображение характеров

13. Основную проблема романа «Господа Головлёвы»

А) физическое вырождение человечества

Б) моральная несостоятельность дворянства как класса

В) экологическая

14. Эзопов язык - это

А) иносказание

Б) художественное сравнение

В) художественное преувеличение

А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»

16.В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»

А) «Коробейники»

Б) «Русские женщины»

В) «Кому на Руси жить хорошо».

17. Основной принцип, положенный в основу теории Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»?

А) гуманность – антигуманность

Б) способность при необходимости совершить преступление

В) талантливость – бездарность

Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

18. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег

Б) освобождение всех должников от старухи

В) проверка теории.

19. Момент, с которого начинается наказание Раскольникова

А) до убийства

Б) после убийства

В) на каторге

20. Характерными чертами высшего общества Толстой считал (укажите лишнее)

А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

21. Что стало основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий

Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться

Г) продвижение по службе.

22. Почему Толстой изображает Бородинское сражение глазами Пьера

А) Пьер – человек невоенный и его восприятие более реалистично

Б) Пьер – человек эмоциональный, для Толстого главное – эмоции.

В) Пьер — романтик

На следующие вопросы необходимо дать развёрнутый вопрос.

23. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его близких в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Любили деда, холили, /Теперь в глаза плюют».

24. В словосочетании «Сладость тайных мук» А.А.Фет соединяет противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого?

25. Как называется стилистический приём, состоящий в перестановке слов местами: «согнать ладью живую»?

Ключ

Вариант 1

  1. Антитеза
  2. Оксюморон
  3. Инверсия
♦ Рубрика: .

Художественный метод. Понятие стиля. Значение термина «стиль».
Литературное направление.

МЕТОД ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - способ художественного отражения
действительности, который определяется совокупностью наиболее
общих и устойчивых черт литературного творчества, а именно:
характером отбора явлений действительности, средствами
художественной изобразительности, наиболее общей оценкой
изображаемого и соотнесенностью эстетического идеала с
закономерностями развития действительности. Литература знает
несколько Х.М., напр., романтизм, реализм, социалистического
реализм (реализм с социалистическими идеями) и др.
Стиль – эстетическое единство всех элементов художественной
формы, обладающее оригинальностью и выражающее
содержательность.
С одной стороны, стилю противопоставляется бесстильность –
эстетическая невыразительность художественной формы.
С другой стороны, стилю можно противопоставить эпигонскую
стилизацию (отрицательную эстетическое значение, простое
повторение уже найденных художественных эффектов).
Стиль является свойством художественной формы. Целостность
стиля прослеживается в системе стилевых доминант (качественных
характеристик стиля, в котором отражается художественное
своеобразие):
В области сюжетного мира:
1. Сюжетность (описательность).
2. Фантастика (жизнеподобие).
В области художественной речи:
1. Монологизм (разноречие).Монологизм – единая речевая манера
для всех персонажей с речевой манерой общения. Разноречие –
реальный речевой мир становится объектом изображения. 2. Номинативность и риторичность. – мера использования средств
языковой изобразительности. Риторичность – косвенное или
описательное обозначение предметов.
3.Стих (проза) – степень упорядоченности художественной речи.
В области композиции:
1. Простая – композиция, предполагающая доминантный сюжет,
одна точка зрения.
2. Сложная – свободный сюжет, несколько точек зрения.
Носители языка:
1) эмоционально-интонационные особенности речи.
2) эмоционально-интонационные особенности ритмо-
мелодической организации.
3) Голоса субъектов речи.
4) Особенности пространственно-временной организации (в тех
случаях, когда становится ощутимой выразительность самой
постройки).
Категории стиля:
1) изобразительность и выразительность.
2) общее и единичное.
3) условное и жизнеподобное.
4) простота и сложность.
5) строгость и свобода формы.
Стиль – единство признаков; эти признаки лежат на поверхности –
единство конструктивных элементов художественной формы.
Стиль можно распознать из субъектной организации произведения.
Художественный метод – набор исторических типов композиций и
способы их разрешения.
Литературное направление – единство художественного метода и
художественного стиля. Литературное направление – совокупность основных особенностей
литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде
исторического развития литературы; принципы, которыми
руководствуется писатель, обобщая в художественных образах
явления жизни (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм,
натурализм, модернизм).
Характер художественной композиции:
- простой (объединение частей и элементов произведения в одно
целое, которое выражается естественным способом: сюжет –
прямая хронологическая последовательность в области
повествования – один тип повествования, образование хронотопа –
времени и места.
- сложный (эстетический эффект, который как смена
повествовательных типов в «Герой нашего времени», система
пересечения разных сюжетных линий в «…», разнородная
пространственно-временная организация как в «Мастер и
Маргарита»).
Литературное направление:
выделение 3 стадий в историческом развитии литературы:
1) Синкретическая (мифологическая).
2) Риторическая (традиционалистическая).
3) Индивидуально авторская.
Классицизм – о его появлении свидетельствами определенные
тенденции в самой литературе, стремление познать их
теоретически в произведениях, появившихся с 16 века по 18 век,
значительным манифестом Буало «Поэтическое искусство».
Сентиментализм – чувствительность, связано с трактовкой
человеческой личности как отзывчивой, способной к состраданию,
в истоках просматриваются идеи Просвещения и их своеобразная
трактовка во 2 половине 18 – начале 19 века. Романтизм – первая треть 19 века – разочарование в идеях
Просвещения; внимание к личности как духовному существу, с
суеверным миром. Белинский: романтический тип уманостроения,
проявляющийся в порыве к лучшему. Коренная почва
существования романтизма – сердце и душа.
Реализм – вторая половина 19 века – понимание и изображение
характера героя как порождение определенных социально-
исторических обстоятельств национальной жизни. Сущность –
реалистический метод, объединяющий произведения самых
разных по мировоззрению писателей.
Поспелов: «Реализм произведения в том, что писатель заставляет
своих героев действовать в соответствии с особенностями их
сознательного характера, создаваемого общественными
отношениями стран и эпох».
Волков: «Реализм непосредственно унаследовал открытую
романтизмом самоценность личности, но без абсолютизации,
поставив личность в качественно иное отношение с окружающими
ее жизненными обстоятельствами».
Символизм – конец 19 – начало 20 века – три главных компонента:
мистическое содержание, символы и расширение художественной
впечатлительности.
Модернизм – начало 20 века – научное направление философско-…
движения, родившиеся из разочарований в возможностях науки,
разума, стремления к возрождению).
Постмодернизм – восприятие мира как хаоса, лишенного
причинно-следственных связей и ценностных ориентиров,
изображение бессознательного, случайного в поведении героев,
утверждение простоты.

Итоговая контрольная работа по литературе

Вариант №1

1. Какой художественный метод играет ведущую роль в русской ли тературе второй половины 19 века?

А) сентиментализм

Б) романтизм

В) просветительский реализм

Г) критический реализм

2. Выделите один отличительный признак романа-эпопеи

А) большой объём

Б) проблемно-тематическая энциклопедичность

В) показано значимое для нации историческое событие

Г) показаны идейно-нравственные искания личности

3.Назовите первый роман И. А. Гончарова:

А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»

4. Определите жанр романа И. А. Гончарова «Обломов»:

А) авантюрный Б)социально-бытовой В) психологический

А) духовной и физической гибели

Б) стремлении к поиску

В) в обрисовке «счастливого» будущего Обломовки

6. Определите жанр пьесы А. Н. Островского «Гроза»:

А)семейно-бытовая драма Б) трагедия В)комедияГ) психологическая драма

7. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению А. Н. Добролюбова, является проявлением:

А) духовной силы и смелости

Б) духовной слабости и бессилия

В) моментного эмоционального порыва

8. Почему А. Н. Островский назван «отцом русского национального театра» ?

А) возродил традиции предшественников в драматургии

Б) своим творчеством оказал определяющее влияние на после­дующее развитие русской драматургии

В) построил здание Малого театра

9. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тур­ генев писал: «. ..Вся моя повесть направлена

против...»

А) дворянстваБ)крестьянстваВ) революционных демократов

10. Какое высказывание, объясняющее смысл финала романа «Отцы и дети», кажется вам наиболее верным?

А) смерть Базарова - приговор «детям», с которыми таким об­разом расправился автор

Б) Базарова убила сама природа, так как он вторгся в заведен­ный порядок жизни и смерти -и пал его жертвой

В) передовые борцы почти всегда гибнут

11. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности

А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием В) дуэль с Кирсановым

Г) посещение родителей

12. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?

А) использование сатирических приемов

Б) в трактовке характеров героев

В) зло в финале сказки наказывается не всегда

13. Сатира - это

А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому

Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская на­смешка

В) один из видов комического, изображение каких-либо недо­статков, порока человека

или общества

14. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит

А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».

15. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:

А)очерк Б) сказание В)рассказГ) повесть

16. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова?

А) в изображении проблем и чаяний народа

Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах на­рода, в вере в талант народа

В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

17. Кому из героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и на­ казание» принадлежат слова, выражающие позицию автора: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить...» ?

А) СонеБ) Катерине ИвановнеВ) Авдотье Романовне

18. Как Ф. М. Достоевский отвечает на поставленный им самим в романе «Преступление и наказание» вопрос: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью осчастливить людей, . при условии. Что для этого необходимо замучить всего лишь одно человеческое существо...»?

А) да Б) нет

19. В чём состоит своеобразие жанра романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) социально-бытовой Б) авантюрный В) любовный Г) психологический.

20. Что Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» считает нормой отношения русских людей к поверженным врагам?

А) поведение Тихона Щербатова в отряде Денисова

Б) великодушие Кутузова («...теперь их и пожалеть можно...»)

21. Каковы «движущие силы истории», с точки зрения Л. Н. Толстого?

А) гениальная личность способна повести за собой массы

Б) народ - главная движущая сила истории

В) фатум, высшая сила, определяет ход истории

22. В чём состоит смысл заглавия романа

А) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Б) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни.

23. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И.Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи »?

24. Каким термином в литературоведении обозначается приём изображения персонажа, с троящийся на описании его внешности «глаза его были глубокими и бездонными, чувственные губы, широкий лоб – всё говорило о неординарном внутреннем мире».

25. Как называется художественное преувеличение, например в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя«Отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

10 класс

Вариант №2

1. Художественным методом критического реализма является

А) литературное направление, характеризующееся демократич­ностью, утверждением идеи «ответственного человека».

Б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъек­тивная позиция писателя по отношению к явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пере­созданию действительности

В) творческий метод, поставивший задачу критического осмыс­ления общественных отношений, изображение диалектичес­ких взаимосвязей характеров и обстоятельств, где человечес­кий характер берется в его социальной активности.

2. Тема художественного произведения – это

Б) основные эпизоды событийного ряда произведения в их художественной последовательности,

предусмотренной композицией данного произведения

В) главная обобщающая мысль литературного произведения, основная проблема,

поставленная в нём писателем

Г) совокупность событий, о которых рассказывается в произведении и которые служат для

постановки философских, социальных, этических и других проблем.

3.Общественный смысл романа Гончарова «Обломов» заключается в:

А) критике дворянства и крепостничества

Б) идеализации буржуазии как класса

В) утверждении человека как личности

4. Образ Обломова концентрирует в себе черты крепостного барства, выберите

основополагающую

А) лень Б) косность и инертность В) фамильярное отношение к крепостным.

А) Обломов Б) Ольга Ильинская В) Штольц

6. Определите вид конфликта в драме А.Н.Островского «Гроза»

А) философский Б) социальный В) идеологический Г) внутренний (семейный).

7. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»

А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша

8. В какой момент происходит кульминация пьесы

А) публичное признание Катерины Б) свидание с Борисом

В) монолог Катерины в финале пьесы Г) в пьесе вообще нет кульминации

9.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является

А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым

В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

Г) борьба между либеральными монархистами и народом

10. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности

А) высокий рост Б) самоуверенная улыбка В) бакенбарды «песочного цвету» Г) красная рука

11. Кто из героев романа может быть назван «маленьким человеком»

А) Василий Иванович Базаров Б) Евгений Базаров В) Аркадий Кирсанов

12.Главным оружием Салтыкова-Щедрина является

А) реальное изображение действительности Б) смех В) яркое изображение характеров

13. Определите основную проблему романа «Господа Головлёвы»

А) физическое вырождение человечества

Б) моральная несостоятельность дворянства как класса

14. Эзопов язык - это

А) иносказаниеБ) художественное сравнениеВ) художественное преувеличение

15.Перу Н.С.Лескова не принадлежит

А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»

16.В каком из произведений Некрасов прославляет «тип величавой славянки»

А) «Коробейники» Б) «Русские женщины» В) «Кому на Руси жить хорошо».

17. Какой основной принцип лёг в основу теории Раскольн7икова в романе Достоевского

«Преступление и наказание»?

А) гуманность – антигуманность

Б) способность при необходимости совершить преступление

В) талантливость – бездарность

Г) разделение человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих».

18. Какова мотивация Раскольниковым своего преступления

А) приобретение денег Б) освобождение всех должников от старухи В) проверка теории.

19. С какого момента начинается наказание Раскольникова

А) до убийства Б) после убийства В) на каторге

20. Характерными чертами высшего общества Толстой считал (найдите лишнее)

А) эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие

Б) патриотизм, боль за судьбу Родины

В) интриганство, светское злоязычие

21. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в 1805 году?

А) приобрести опыт боевых действий

Б) оставить наскучивший высший свет

В) найти свой «Тулон» и прославиться

Г) продвинуться по службе.

22. Почему Толстой изображает Бородинское сражение глазами Пьера

А) Пьер – человек невоенный и его восприятие более реалистично

Б) Пьер – человек эмоциональный, для Толстого главное – эмоции.

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. При помощи какого приёма охарактеризовано отношение к деду его близких в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Любили деда, холили, /Теперь в глаза плюют ».

24. В словосочетании «Сладость тайных мук » А.А.Фет соединяет противоположные и, казалось бы, несовместимые переживания. Каким термином обозначается такое соединение несоединимого?

25. Как называется стилистический приём, состоящий в перестановке слов местами: «согнать ладью живую »?

Итоговая контрольная работа по литературе

10 класс

Вариант №3

    Роман – это:

А) жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и человека.

Б) жанр эпоса, в котором на основе иносказания и на простых жизненных примерах объясняется какая-либо сложная философская, социальная или этическая проблема.

В) жанр эпоса, в основе художественного метода которого лежит описание одного небольшого совершенного события и его авторская оценка.

2. Конфликт художественного произведения – это

А) ссора героев

Б) столкновение, противоборство персонажей, каких-либо чувств, побуждений в душе

героев, лежащих в основе действия

В) философская, социальная или этическая проблема, поставленная автором в

произведении.

3. В своём творчестве Гончаров впервые ставит проблему

А) чести и долга

Б) цели и смысла жизни

В) необходимости объединения лучших сторон дворянской культуры и буржуазной

целеустремлённости.

4. Кто из героев романа «Обломов» бросает вызов современности?

А) Обломов Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Пшеницына

5. Укажите, кем является герой романа Гончарова «Обломов»

А) жертвой дурного воспитания

Б) человеком, лишённым необходимых для человечества качеств

В) человеком, не нашедшим применения своим дарованиям

Г) символом вырождения русского дворянства.

6. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность. Как надо понимать «народность»

А) особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в

их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь

Б) литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

7. Определите завязку в драме «Гроза»

А) разговор Кулигина и Кудряша Б) гибель Катерины В) монолог Катерины

перед смертью.

8. Кто из русских критиков назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве»

А) Н,Г,Чернышевский Б) В,Г,Белинский В) И,А,Гончаров Г) Н.А.Добролюбов

9.В чём состоит своеобразие композиции романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

А) в основу положен принцип зеркальности

Б) роман построен по принципу цикличности (повторяемости)

10. Базаров отрицает всё, кроме

А) искусство и поэзия Б) любовь В) наука и медицина Г) русский народ

11. Какова роль сна Базарова накануне дуэли?

А) углубить представление о герое Б) подчеркнуть бессмысленность поединка

В) предсказать будущее.

12.Какие герои сказок Салтыкова-Щедрина нетипичны для народных сказок

А) медведь Б) пискарь В) заяц Г) лисица

13. Гуманизм романа «Господа Головлёвы» заключается

А) в идее любви к ближнему Б) в обличении обывательщины и косности.

А) лицемерие Б) бюрократизм В) взяточничество Г) безнравственность.

15. Любимый эпический жанр Н.С.Лескова

А) роман Б) новелла В) сказ Г) рассказ

16. Какое произведение не принадлежит перу Некрасова

А) «Мороз. Красный нос» Б) «Русские женщины»

В) «Кому на Руси жить хорошо» Г) «Обрыв»

17. Назовите основной принцип построения системы образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

А) двойничество Б) антитеза В) в центре – Раскольников, соединяющий свою семью и

Мармеладовых.

18. Что несёт миру теория Раскольникова

А) индивидуализм и преступную теорию вседозволенности

Б) освобождение от моральной зависимости

В) освобождение от социального гнёта личности

Г) разрешение социальных противоречий в обществе

19. Почему Раскольников наносит удар обухом, а не лезвием топора?

А) в волнении не рассчитал удар

Б) из-за неординарности характера

В) действие символично – Раскольников наносит удар и самому себе.

20. Какой временной период охватывает роман Л.Н.Толстого «Война и мир»

А) война 1812 года Б) 1812-1825 В) 1805 – 1812.

21. Какие чувства проявились в Наташе Ростовой в минуты отъезда из горящей Москвы

А) наивность и беспечность, Б) истинный патриотизм В) желание жить одним днём.

22. Какое из событий 1812 года не явилось эпизодом романа Толстого

А) Бородинское сражение Б) Аустерлицкое В) Шенграбенское Г) Тарутинское

(Запишите ответы на вопросы 23-25 словом или словосочетанием)

23. Какой троп используется в реплике Раскольникова: «Ведь вы добрый человек, я знаю…».

24. Какой вид тропа использован для изображения отдалённого боя «Кипело что-то в дыму».

25. Каким понятием обозначается в литературоведении значимый, специально выделенный элемент материального мира, предметная подробность, позволяющая охарактеризовать героя, например, верёвка , которой привязали мужика к дереву в сказке Салтыкова-Щедрина.

Итоговый тест по литературе 10 класс

ОТВЕТЫ

№ вопроса

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Сравнение

Антитеза

Оксюморон

Метафора

Гипербола

Инверсия