Open
Close

Кто такой федор алексеевич романов. Царь Федор III Алексеевич Романов

«Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий , ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын , «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

В 1678–1679 правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682.

Получивший основы светского образования, Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля.

Понимавший необходимость распространения знаний, Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве, был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии, хотя сама академия была учреждена позже, в 1687.

Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля

Важнейшим источником по истории правления Федора Алексеевича является Созерцание лет 7190, 7191 и 7192 , составленное известнейшим современником царя писателем Сильвестром Медведевым .

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Имя «Федор» является не самым удачным в истории русской монархии. Царь Федор Иоаннович , средний сын Ивана Грозного , умер, не оставив потомства, завершив, тем самым, род Рюриковичей на русском троне.

Федор Годунов , унаследовавший трон у отца, Бориса Годунова , не получив реальной власти, был убит во время бунта.

Жизнь третьего носителя этого имени, Федора Алексеевича Романова , тоже не была продолжительной и счастливой. Тем не менее, в русской истории он сумел оставить заметный след.

Родившийся 9 июня 1661 года Федор Романов был третьим сыном царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской . Первый сын Алексея Михайловича, Дмитрий , умер в младенчестве. Наследником престола был объявлен второй сын, тезка отца, Алексей Алексеевич .

Но в январе 1670 года, не дожив до 16-летия, «Великий Государь, Царевич и Великий князь Алексей Алексеевич» скончался. Новым наследником был провозглашен 9-летний Федор.

Как и все мальчики, рожденные в браке Алексея Михайловича и Марии Милославской, Федор не отличался крепким здоровьем, и на протяжении всей своей жизни часто болел. В «наследство» от отца ему передалась цинга, и первые месяцы правления новый монарх вынужден был посвятить лечению.

Царь Фёдор Алексеевич в 1676 году. Рисунок неизвестного голландского художника. Источник: Public Domain

Коневодство как страсть

Он вступил на престол в 1676 году, после кончины отца, Алексея Михайловича, 15 лет от роду.

Приход его к власти был ознаменован борьбой между партиями родственников первой жены Алексея Михайловича Марии Милославской и второй жены Натальи Нарышкиной .

Партия Нарышкиных лелеяла мечту возвести на трон младшего сына почившего монарха, Петра , но ему к тому времени было всего 4 года.

Федор Алексеевич, несмотря на болезни, был юношей деятельным и хорошо образованным. Одним из его учителей был белорусский монах Симеон Полоцкий . Молодой царь владел польским языком, латынью, древнегреческим. Среди его увлечений были музыка, стрельба из лука и коневодство.

Лошади были его подлинной страстью: жеребцов-производителей по его приказу привозили из Европы, а люди, сведущие в лошадях, могли рассчитывать на стремительный карьерный рост при дворе.

Правда, увлечение лошадьми стало причиной серьезной травмы, также не прибавившей здоровья Федору Алексеевичу. В 13 лет конь сбросил его под полозья тяжелогруженых саней, которые проехали по царевичу всей тяжестью. Боли в груди и спине после этого случая постоянно мучили его.

Оправившись после болезни первых месяцев правления, Федор Алексеевич взял бразды правления страной в свои руки. Более поздние авторы иногда утверждали, что правление старшего брата Петра Великого прошло незаметно, но это не так.

Рисунок В.П.Верещагина из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей с кратким пояснительным текстом». Источник: Public Domain

Операция «Киев наш»

Федор Алексеевич начал масштабную перестройку Московского Кремля и Москвы в целом. При этом особый упор был сделан на строительстве светских зданий. По приказу царя были разбиты новые сады.

Федор, упор в образовании которого был сделан не на церковные, а на светские дисциплины, серьезно ограничил влияние патриарха на политику государства. Он установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, который завершит Петр I.

Федор Алексеевич проявлял серьезный интерес к европейской политике и строил планы выхода России к побережью Балтики. Как и Петр впоследствии, царь Федор столкнулся с тем, что реализации планов на северо-западе мешает активность на юге кочевников, Крымского ханства и Османской империи.

Для борьбы с кочевниками было начато масштабное сооружение оборонительных сооружений в Диком поле. В 1676 году началась война России против Османской империи и Крымского ханства, продлившаяся почти весь период правления Федора Алексеевича. Итогом войны стал заключение Бахчисарайского мира, по которой османы признавали за Россией право владения Левобережной Украиной и Киевом.

Имея большие военные планы, Федор Алексеевич много времени уделял реформированию армии, в том числе так называемым «полкам нового строя». Можно сказать, что армейские реформы Петра Великого начинались при его старшем брате.

Царь Фёдор Алексеевич. Источник: Public Domain

Рук не рубить, иностранцев на службу звать!

Значительные изменения при Федоре Алексеевиче произошли и во внутренней жизни России. Была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (развитием которого стала подушная подать Петра I).

Царь Федор реформировал уголовное законодательство, исключив из него наказания, связанные с членовредительством — в частности, отрубание рук уличенным в краже.

В 1681 году было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной реформой Федора Алексеевича стала отмена местничества, решение о которой было в январе 1682 года.

Существовавший до того времени порядок предполагал, что каждый получал чины в согласии с местом, которое занимали в государственном аппарате его предки. Местничество приводило к постоянным конфликтам внутри знати, и не позволяло обеспечить эффективное управление государством.

После отмены местничества разрядные книги, в которых содержались записи о том, представитель какого рода занимал тот или иной пост, были сожжены. Взамен были родословные книги, куда вписывали всех знатных людей, но уже без указания их места в Боярской Думе.

Сжигание разрядных книг. Источник: Public Domain

При Федоре Алексеевиче активнее пошел процесс приглашения иностранцев на русскую службу. Многие иностранные сподвижники Петра приехали в Россию как раз в годы правления его брата.

Заботясь о развитии образования в России, царь стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре — предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Если кланы Милославских и Нарышкиных вели между собой непримиримую борьбу, то у самого Федора Алексеевича отношение к мачехе и брату было более мягким. Царь искреннее любил младшего Петра, и все попытки царедворцев из лагеря Милославских навредить ему пресекал на корню.

Царское счастье и горе

В 18 лет Федор увидел в толпе во время крестного хода симпатичную девушку, и поручил царскому постельничему Ивану Языкову навести справки о ней. Красавицей оказалась 16-летняя Агафья Грушецкая , дочь воеводы Семена Грушецкого , поляка по происхождению.

Царь заявил, что намерен жениться на ней. Это вызвало ропот среди бояр — девушка принадлежала не к знатному роду, и ее появление рядом с царем никак не входило в планы царедворцев. На Агафью стали клеветать, обвиняя в распущенности, но Федор проявил упрямство и добился своего. 28 июля 1680 года их повенчали в Успенском соборе.

Влияние Агафьи проявилось очень быстро — она ввела новую моду на польские шапки, оставлявшие волосы открытыми, а также на «польский стиль» в одежде в целом.

Изменения не ограничились только женщинами. Стричь бороды, носить европейское платье и даже курить табак при русском дворе стали после женитьбы царя Федора на Агафье Грушецкой.

Молодые, судя по всему, были по-настоящему счастливы, но судьбой им был отпущен всего год. 21 июля 1681 года царица родила первенца, которого назвали Ильей . Федор Алексеевич принимал поздравления, но состояние Агафьи стало ухудшаться. 24 июля от послеродовой горячки она скончалась.

Смерть любимой жены подкосила Федора. Он не смог даже присутствовать на погребении, пребывая в крайне тяжелом физическом и моральном состоянии.

Вслед за первым ударом последовал и второй — 31 июля, прожив всего 10 дней, умер наследник престола Илья Федорович.

Несколько строк в учебнике

Потеряв разом жену и сына, Федор Алексеевич стал угасать и сам. Он продолжал заниматься государственными делами, но приступы болезни посещали его все чаще.

Придворные стремились поправить ситуацию, найдя новую невесту для царя. 25 февраля 1682 года царь Федор женился на 17-летней Марфе Апраксиной .

Марфа Апраксина. Исчтоник: Public Domain

Женой в полном смысле Марфе стать так и не удалось — больной Федор не мог исполнять супружеский долг. Когда вдовствующая царица умерла в 1716 году, любознательный и циничный Петр Великий принял участие во вскрытии трупа, пожелав лично убедиться, что умершая была девственницей. Экспертиза, как говорится, факты подтвердила.

Спустя 71 день после второй свадьбы Федор Алексеевич Романов скончался, месяца не дожив до своего 21-летия.

Как и его тезки на троне, он не оставил после себя наследников. Государственные начинания, задуманные им, во многом реализует младший брат Петр Алексеевич.

А самому Федору Романову история отведет лишь несколько строк в школьных учебниках.


Федор Алексеевич
(1661 - 1682)

«На историю Федора можно смотреть как на переход от великих деяний Алексей Михайловича к преобразованиям, совершенным Петром Великим: история должна справедливо судить о всяком государе и с благодарностью заметить, сколь многое уже было приготовлено отцом и братом Петра Великого»

Миллер Р. Ф. «Краткий исторический очерк
царствования царя Федора Алексеевича».

Царствовал 1676-1682

Федор Алексеевич, сын царя Алексея Михайловича и Марии Ильиничны Милославской родился в Москве 30 мая 1661 года.

За время царствования Алексея Михайловича не раз возникал вопрос о наследовании престола. В шестнадцать лет умер царевич Алексей Алексеевич. Второму царскому сыну Федору было тогда девять лет, и он не отличался крепким здоровьем.

Федор наследовал престол в четырнадцать лет, венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года. Федор Алексеевич Романов был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно говорил по-польски. Воспитателем, учителем и духовным наставником царевича был знаменитый богослов, талантливый философов того времени, ученый, писатель и поэт Симеон Полоцкий. Представления Федора Алексеевича о царской власти во многом были сформированы под его влиянием. К сожалению, Федор Алексеевич не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным. Федор Алексеевич вступил на престол в 1676 году, а правителем государства был назначен боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Попытка Матвеева низложить Федора кончилась ссылкой его в Пустозерск.

Федор Алексеевич был очень слаб здоровьем и ходил всегда, опираясь на палку. На приемах в Кремле иностранных послов он не мог без посторонней помощи даже снять с головы царский венец. Кроме общей слабости организма, он страдал цингой. В период его царствования шла ожесточенная борьба между партиями Милославских и Нарышкиных. Милославским, путем интриг, удалось удалить Нарышкиных от двора.

При Федоре Алексеевиче в Москве сильно сказывалось и польское культурное влияние. Он правил страной всего шесть лет. Часть этого времени заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией, Левобережной Украины и Киева. (Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж).

В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый М. В. Ломоносов.

А в 1682 году Боярская Дума раз и навсегда отменила так называемое местничество. Дело в том, что по существовавшей в России традиции на различные должности государственные и военные люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, занимавшего когда-то более низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение, несмотря ни на какие заслуги. Такое положение вещей многих раздражало и, кроме того, мешало эффективному управлению государством.

По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены. Вместо них все старые боярские роды были переписаны в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками.

Последние месяцы жизни царя были омрачены большим горем: от родов умерла его жена, на которой он женился по любви вопреки советам бояр.

Федор Алексеевич не оставил потомства ни от одной из супруг. Первой супругой царя была девица незнатного рода - Агафья Семеновна Грушецкая, которая через год после венчания умерла при рождении сына, царевича Ильи, пережившего мать на 3 дня. В феврале 1682 года царь вступил во второй брак с Марфой Матвеевной Апраксиной. Когда стало очевидно, что Федор Алексеевич долго не проживет, вчерашние фавориты стали искать дружбы у младших братьев царя и их родни.

Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника. Он похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Смерть Федора Алексеевича тотчас сделала открытой ожесточенную борьбу за власть придворных партий - Милославских и Нарышкиных.

«Процарствуй Федор еще 10-15 лет и оставь по себе сына. Западная культура потекла бы к нам из Рима, а не из Амстердама».

Ключевский В. О. Письма. Дневники.

АНКЕТА

- уровень образования
начальная грамотность, языки, риторика, поэтика, история и богословие, церковное пение. Дядьки-воспитатели: боярин Ф. Ф. Куракин, думный дворянин И. Б. Хитрово. Учителя: подьячий П. Т. Белянинов, позднее - С. Полоцкий.

- знание иностранных языков
латинский, польский

- политические взгляды
Сторонник абсолютной власти царя и его окружения, стремление к ослаблению Боярской думы и власти Патриарха.

- войны и результаты
С Турцией 1676-1681 против Турецкой агрессии на Украине. Признание Турцией прав России на Украину.

- реформы и контрреформы
Введение новой прямой подати (стрелецких денег) вместо многочисленных сборов, подворная раскладка налогов, новая структура организации военных сил, усиление власти воевод на местах, отмена местничества.

- культурные начинания
организация школы при Печатном дворе, попытка создания школ общего и производственного обучения при богодельнях, подготовка «академической привилегии», создание «ВЕРХНЕЙ» (дворцовой типографии).

- корреспонденты (переписка)
С С. Медведевым, патр. Иоакимом и др.

- география путешествий
поездки на богомолье в ближние к Москве монастыри.

- досуг, развлечения, привычки:
много внимания уделял одежде, носил и ввел в придворный обиход западные кафтаны и прически. Любил смотреть на лошадей, которых специально обучали различным «фокусам». Много времени проводил в беседах со стариками, слушал сказателей.

- чувство юмора
о чувстве юмора сведений нет.

- внешний вид
высокий и худой, с длинными волосами. Безусое лицо. Глаза немного припухшие.

- темперамент
меланхоличный и мягкий, но в определенных ситуациях решительный.

Литература

1. Бестужева-Лада С. Забытый царь // Смена. - 2013. - N 2. - C. 4-21: фот.
На престол Федор Алексеевич взошел в пятнадцатилетнем возрасте. Был властолюбив, но обладал внутренним благородством, той чертой, которой могли похвалиться далеко не все российские государи. Страстью царя были военные игры, строительство. Федор Алексеевич умер в возрасте 22 лет.

2. Геллер М. В ожидании Петра // История российской империи: в 2-х т. / М. Геллер. - М., 2001. - Т. 1. - С. 382-393.
Реформы, борьба за власть после смерти Федора Алексеевича.

3. Кушаев Н. А. Образование и воспитание русских государей: (очерк) // Искусство и образование. - 2004. - N 5. - С. 63-81.
Как получали образование и воспитывались цари, в том числе Федор Алексеевич.

4. Перхавко В. Просветитель Симеон Полоцкий // Исторический журнал. - 2009. - N 9. - С. 18-31.
Жизнь и деятельность просветителя Симеона Полоцкого, учителя и воспитателя царевичей, в том числе Федора.

5. Платонов С. Ф. Время царя Федора Алексеевича (1676-1682) // Полный курс лекций по русской истории / С. Ф. Платонов. - М., 2001. - С. 456-461.

6. Седов П. В. Строительство в Москве при царе Федоре Алексеевиче // Отечественная история. - 1998. - N 6. - С. 150-158.
Московская архитектура XVII века.

7. Федор Алексеевич // Российский царский и императорский дом : [очерки о жизни и деятельности русских царей и императоров] / под ред. В. П. Бутромеева, В. В. Бутромеева. - М., 2011. - С. 103-106: ил.
Основные события в жизни царя.

8. Царева Т. Б. Униформа, оружие, награды Российской империи : От Михаила Романова до Николая II: иллюстрированная энциклопедия. - Москва: Эксмо, 2008. - 271 с. : ил.

9. Царствование Федора Алексеевича и правление царевны Софьи // Три века: Россия от Смуты до нашего времени: исторический сборник. В 6-ти т. / под ред. В. В. Каллаша. - Москва, 1991. - Т. 2. - С. 140-200.
Судьба династии, внешняя и внутренняя политика России.

10. Щербаков С. Н. Государственная деятельность князя Ю. А. Долгорукова в царствование Федора Алексеевича // История государства и права. - 2008. - N 1. - С. 30-32.
Князь Ю. А. Долгоруков был назначен опекуном молодого царя Федора Алексеевича.

11. Яблочков М. Царствование Федора Алексеевича (1676-1682) // История дворянского сословия в России / М. Яблочков. - Смоленск, 2003. - Гл. XIII. - С. 302-312.

Подготовили:
Т. М. Козиенко, С. А. Александрова.

Федор III Алексеевич Романов (1661–1682) – русский царь (с 1676), старший сын царя Алексея Михайловича «Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России. Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий, ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын, «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Царствование Фёдора III Романова

Два царствования первых государей Романова дома были периодом господства приказного люда, расширения письмоводства, бессилия закона, пустосвятства, повсеместного обдирательства работящего народа, всеобщего обмана, побегов, разбоев и бунтов. Самодержавная власть была на самом деле малосамодержавная: все исходило от бояр и дьяков, ставших во главе управления и в приближении к царю; царь часто делал в угоду другим то, чего не хотел, чем объясняется то явление, что при государях, несомненно честных и добродушных, народ вовсе не благоденствовал.

Еще менее можно было ожидать действительной силы от особы, носившей титул самодержавного государя по смерти Алексея Михайловича. Старший сын его Федор, мальчик четырнадцати лет, был уже поражен неизлечимою болезнью и едва мог ходить. Само собою разумеется, что власть была у него в руках только по имени. В царской семье господствовал раздор. Шестеро сестер нового государя ненавидели мачеху Наталью Кирилловну; с ними заодно были и тетки, старые девы, дочери царя Михаила; около них естественно собрался кружок бояр; ненависть к Наталье Кирилловне распространялась на родственников и на сторонников последней. Прежде всех и более всех должен был потерпеть Артамон Сергеевич Матвеев, как воспитатель царицы Натальи и самый сильный человек в последние годы прошлого царствования. Его главными врагами, - кроме царевен, в особенности Софьи, самой видной по уму и силе характера, и женщин, окружавших царевен, - были Милославские, родственники царя с материнской стороны, из которых главный был боярин Иван Михайлович Милославский, злобившийся на Матвеева за то, что Артамон Сергеевич обличал перед царем его злоупотребления и довел до того, что царь удалил его в Астрахань на воеводство. С Милославскими заодно был сильный боярин оружничий Богдан Матвеевич Хитрово; и у этого человека ненависть к Матвееву возникла оттого, что последний указывал, как Хитрово, начальствуя Приказом Большого Дворца, вместе со своим племянником Александром обогащался незаконным образом за счет дворцовых имений, похищал в свою пользу находившиеся у него в заведывании дворцовые запасы и брал взятки с дворцовых подрядчиков. Царь Алексей Михайлович был такой человек, что, открывая ему правду насчет бояр, Матвеев не мог подвергнуть виновных достойному наказанию, а только подготовил себе непримиримых врагов на будущее время. У Хитрово была родственница, боярыня Анна Петровна; она славилась своим постничеством, но была женщина злая и хитрая: она действовала на слабого и больного царя вместе с царевнами и вооружала его против Матвеева, сверх того врагом Матвеева был окольничий Василий Волынский, поставленный в Посольский приказ, человек малограмотный, но богатый, щеголявший хлебосольством и роскошью. Созывая к себе на пиры вельмож, он всеми силами старался восстановить их против Матвеева. Наконец, могущественные бояре: князь Юрий Долгорукий, государев дядька Федор Федорович Куракин, Родион Стрешнев также были нерасположены к Матвееву.

Гонение на Матвеева началось с того, что по жалобе датского резидента Монса Гея, будто Матвеев не заплатил ему 500 рублей за вино, Матвеева 4 июля 1676 года удалили от Посольского приказа и объявили ему, что он должен ехать в Верхотурье воеводою. Но это был только один предлог. Матвеев, доехавши до Лаишева, получил приказание там остаться, и здесь начался ряд придирок к нему. Сперва потребовали от него какую-то книгу, лечебник, писанный цифрами, которого у него не оказалось. В конце декабря сделали у него обыск и привезли за караулом в Казань. Его обвиняли в том, что, заведуя государевою аптекою и подавая царю лекарство, он не допивал после царя остатков лекарства. Лекарь Давид Берлов доносил на него, что он вместе с другим доктором, по имени Стефаном, и с переводчиком Спафари читал "черную книгу" и призывал нечистых духов. Его донос подтверждал под пыткою холоп Матвеева, карлик Захарка, и показывал, что он сам видел, как, по призыву Матвеева, в комнату приходили нечистые духи и Матвеев с досады, что карлик видел эту тайну, прибил его.

11 июня 1677 года боярин Иван Богданович Милославский, призвавши Матвеева с сыном в съезжую избу, объявил ему, что царь приказал лишить его боярства, отписать все поместья и вотчины к дворцовым селам, отпустить на волю всех его людей и людей его сына и сослать Артамона Сергеевича, вместе с сыном, в Пустозерск. Вслед за тем отправлены были в ссылку двое братьев царицы Натальи Кирилловны, Иван и Афанасий Нарышкины. Первого обвинили в том, что он говорил человеку, по фамилии Орлу, такие двусмысленные речи: "Ты Орел старый, а молодой Орел на заводи летает: убей его из пищали, так увидишь милость царицы Натальи Кирилловны". Эти слова были объяснены так, будто они относились к царю. Нарышкина присудили бить кнутом, жечь огнем, рвать клещами и казнить смертью, но царь заменил это наказание вечною ссылкою в Ряжск.

В первые годы своего царствования Федор Алексеевич находился в руках бояр, врагов Матвеева. Наталья Кирилловна с сыном жила в удалении в селе Преображенском и находилась постоянно под страхом и в загоне. В церковных делах самовольно управлял всем патриарх Иоаким, и царь не в силах был воспрепятствовать ему притеснять низложенного Никона и отправить в ссылку царского духовника Савинова. Патриарх Иоаким заметил, что этот близкий к особе царя человек настраивает молодого государя против патриарха, созвал собор, обвинил Савинова в безнравственных поступках, и Савинов был сослан в Кожеезерский монастырь; царь должен был покориться.

Внутренняя и внешняя политика Фёдора III

Политика Москвы в первых годах Федорова царствования обращалась главным образом на малороссийские дела, которые впутали Московское государство в неприязненные отношения к Турции. Чигиринские походы, страх, внушаемый ожиданием нападения хана в 1679 г., требовали напряженных мер, отзывавшихся тягостно на народе. Целые три года все вотчины были обложены особым налогом по полтине со двора на военные издержки; служилые люди не только сами должны были быть готовы на службу, но их родственники и свойственники, а с каждых двадцати пяти дворов их имений они должны были поставлять по одному конному человеку. На юго-востоке происходили столкновения с кочевыми народами. Еще с начала царствования Алексея Михайловича, калмыки, под начальством своих тайшей, то делали набеги на русские области, то отдавались под власть русского государя и помогали России против крымских татар. В 1677 году вспыхнула ссора между калмыками и донскими казаками; правительство приняло сторону калмыков и запрещало казакам беспокоить их; тогда главный калмыцкий тайша, или хан, Аюка, с другими подначальными ему тайшами под Астраханью дал русскому царю шертную грамоту, по которой обещался от имени всех калмыков находиться навсегда в подданстве московского государя и воевать против его недругов. Но такие договоры не могли иметь надолго силы: донские казаки не слушали правительства и нападали на калмыков, отговариваясь тем, что калмыки первые нападали на казачьи городки, брали в плен людей, угоняли скот. Калмыки, со своей стороны, представляли, что мир нарушен казаками, царскими людьми, а потому и шерть, данная царю, уже потеряла силу, и отказывались служить царю. Аюка стал переговариваться и дружить с крымским ханом, а его подчиненные нападали на русские поселения. Пределы Западной Сибири беспокоили башкиры, а далее, около Томска, делали набеги киргизы. В Восточной Сибири возмутились якуты и тунгусы, платившие ясак, выведенные из терпения грабительствами и насилиями воевод и служилых людей, но были укрощены.

Во внутренних делах сначала происходило мало нового 1, подтверждались или расширялись распоряжения предыдущего царствования 2. В народе не утихало волнение, возбужденное расколом, напротив, все более и более принимало широкий размер и мрачный характер. Фанатики заводили пустыни, завлекали туда толпы народа, поучали его не ходить в церковь, не креститься тремя перстами, толковали, что приближаются последние времена, наступает царство Антихриста, скоро затем мир сей постигнет конец, и теперь благочестивым христианам ничего не остается, как отрекаться от всех прелестей мира и добровольно идти на страдание за истинную веру. Такие пустыни появлялись во многих местах на севере, на Дону, но особенно в Сибири. Воеводы посылали разгонять их, но фанатики сами сжигались, не допуская к себе гонителей, и в этом случае оправдывали себя примером мучеников, особенно Св. Манефы, которая сожглась, чтоб не поклониться идолам 3.

В 1679 году царь Федор Алексеевич, уже достигший семнадцатилетнего возраста, приблизил к себе двух любимцев: Ивана Максимовича Языкова и Алексея Тимофеевича Лихачева. Это были люди ловкие, способные и, сколько можно заключить по известным нам событиям, добросовестные. Языков был назначен постельничьим. Молодой царь, воспитанный Симеоном Полоцким, был любознателен, посещал типографию и типографскую школу, любил читать и поддавался мысли своего учителя Симеона образовать высшее училище в Москве. Мало-помалу становится заметнее усиление правительственной деятельности. Издан ряд распоряжений, прекращавших злоупотребления и запутанность в делах по владению вотчинами и поместьями. Так, напр., вошло в обычай, что владелец вотчины продавал или передавал другому - родственнику или же чужому по крови, после себя свое имение, с условием, чтобы тот содержал его вдову и детей или родственников - обыкновенно лиц женского пола, напр. дочерей или племянниц; получивший вотчину обязан был выдавать замуж таких девиц как бы родных сестер своих. Но такие условия не исполнялись, и по этому поводу состоялся закон отбирать такие вотчины, если владелец не исполнит условия, на котором получил вотчину, - и отдавать их прямым обойденным наследникам. Бывали еще такие злоупотребления: мужья насилиями и побоями принуждали жен своих продавать и закладывать их собственные вотчины, полученные в приданое при выходе замуж. Постановлено было не записывать в поместном приказе, как делалось до того времени, таких актов, которые совершались мужьями от имени жен без их добровольного согласия. Ограждены были также вдовы и дочери, получавшие после мужьев и отцов прожиточные имения, которые у них нередко отнимали наследники. В это время вообще заметно желание, чтобы вотчины не выходили из рода владельцев, и потому запрещалось впредь отдавать по духовным вотчины прямых наследников, а также и дарить их в чужие руки. Самые поместья подчинялись тому же родовому началу: было постановлено, чтобы выморочные поместья давались только родственникам, хотя бы и дальним, прежних владельцев. Родственник имел право законно искать возвращения себе поместьев, поступивших в чужой род. Таким образом поместное право почти исчезало и переходило в вотчинное. Сын считал себя вправе просить правительство дать ему поместье или какую-нибудь награду, следовавшую его отцу за службу, если отец не успел ее получить.

В ноябре того же 1679 года уничтожилось некогда важное звание губных старост и целовальников. Повсеместно велено было сломать губные избы, и все уголовные дела передавались ведению воевод; вместе с тем уничтожались разные мелкие подати на содержание губных изб, тюрем, сторожей, палачей, издержка на бумагу, чернила, дрова и пр. Тогда же были уничтожены особые сыщики, присылаемые из Москвы по уголовным делам, сборщики, также приезжавшие из Москвы, горододельцы и приказчики разных наименований: ямские, пушкарские, засечные, осадные, у житниц головы и пр. Все их обязанности сосредоточивались в руках воевод. Правительство, вероятно, имело целью упростить управление и избавить народ от содержания многих должностных лиц.

В марте 1680 года предпринято было межевание вотчиных и помещичьих земель - важное предприятие, которое вызывалось желанием прекратить споры по поводу рубежей, доходившие очень часто до драк между крестьянами споривших сторон, а иногда и до смертоубийства. Всем помещикам и вотчинникам предписано объявить о числе имеющихся у них крестьянских дворов. Относительно самих крестьян не было сделано важных изменений в законодательстве, но из дел того времени видно, что крестьяне почти уже окончательно сравнялись с холопами по своему положению, хотя все-таки юридически отличались от последних тем, что в крестьяне поступали по судной, а в холопы по кабальной записи. Тем не менее, владелец не только брал своих крестьян в дворовые, но даже бывали случаи, когда продавал вотчинных крестьян без земли.

Свадьба царя Фёдора III

Летом 1680 года царь Федор Алексеевич увидел на крестном ходе девицу, которая ему понравилась. Он поручил Языкову узнать: кто она, и Языков сообщил ему, что она дочь Семена Федоровича Грушецкого, по имени Агафья. Царь, не нарушая дедовских обычаев, приказал созвать толпу девиц и выбрал из них Агафью. Боярин Милославский пытался расстроить этот брак, чернил царскую невесту, но не достиг цели и сам потерял влияние при дворе. 18 июля 1680 года царь сочетался с нею браком. Новая царица была незнатного рода и, как говорят, по происхождению полька. При дворе московском стали входить польские обычаи, начали носить кунтуши, стричь волосы по-польски и учиться польскому языку. Сам царь, воспитанный Симеоном Ситияновичем, знал по-польски и читал польские книги. Языков после царского брака получил сан окольничьего, а Лихачев заступил его место в звании постельничьего. Кроме того, приблизился к царю и молодой князь Василий Васильевич Голицын, впоследствии игравший важнейшую роль в Московском государстве.

Заключенный в это время мир с Турцией и Крымом хотя и не был блистателен, но по крайней мере облегчал народ от тех усилий, которых требовала продолжительная война, и потому был принят с большою радостью. Правительство обратилось к внутренним распоряжениям и преобразованиям, которые показывают уже некоторое смягчение нравов. Так, еще в 1679 году был составлен, но потом повторен в 1680 и, вероятно, приведен в исполнение закон, прекращавший варварские казни отсечения рук и ног и заменявший их ссылкою в Сибирь. В некоторых случаях позорное наказание кнутом заменилось пенею, как, например, за порчу межевых знаков или за корчемство. В челобитных, подаваемых царю, запрещалось раболепное выражение: чтобы царь умилосердился "как Бог"; запрещалось простым людям при встрече с боярами вставать с лошадей и кланяться в землю. Для распространения христианства между магометанами в мае 1681 года постановлено было отобрать крестьян христианской веры от татарских мурз, но оставлять им по-прежнему власть над ними, если они примут христианство; да сверх того положено поощрять принимавших крещение инородцев деньгами.

Межевание земель, предпринятое в прошлом году, не только не достигало цели прекращения драк по поводу границ владений, но еще усиливало их, потому что пока оно еще не было окончено, то возбуждало новые вопросы о границах; до правительства доходили слухи о бесчинствах, которые делали вотчинники и помещики, о нападениях их друг на друга и убийствах. В мае 1681 года издан был закон об отнятии спорных земель у тех владельцев, которые начнут самоуправства и будут посылать своих крестьян на драку, и о строгом наказании крестьян, если они без ведома владельцев станут драться между собою за границы; велено было также ускорить дело размежевания и умножить число межевщиков, выбираемых из дворян и называемых писцами. Вместо того, чтобы по старому обычаю предоставить им брать так называемые кормы с обывателей, им назначено было денежное жалованье, деньга с четверти земли, а другая деньга давалась подьячему с теми, которые с ним были для подмоги.

В июле того же года вышло два важных распоряжения: были уничтожены откупа на винную продажу и на таможенные сборы. Поводом к этому изменению было то, что порядок отдачи на откуп вел за собою беспорядки и убытки казне; откупщики винной продажи перебивали друг у друга барыши и пускали дешевле свое вино, стараясь один другого подорвать. Вместо откупов опять введены были верные головы и целовальники, выбранные из торговых и промышленных людей. Для избежания беспорядков запрещались вообще изъятия и особые права на домашнее производство хмельных напитков, исключая помещиков и вотчинников, которым позволялось приготовлять их, но только внутри своих дворов и никак не на продажу.

Среди всех этих забот правительства умерла царица Агафья (14 июля, 1681 года) от родов, а за нею и новорожденный младенец, крещенный под именем Ильи.

Не знаем, как подействовало на болезненного царя это семейное несчастье, но деятельность законодательная и учредительная не приостанавливалась. Важное дело межевания встречало большие затруднения: помещики и вотчинники жаловались на писцов, которым было поручено межевание, а писцы, которые были также из помещиков, на землевладельцев; таким образом правительство должно было отправлять еще особых сыщиков для разбирательства споров между владельцами земель и межевщиками и грозило тем и другим потерею половины их поместий; другая половина отдавалась жене и детям виновного. Сделаны были изменения в порядке приказного делопроизводства: все уголовные дела, которые производились частью в Земском приказе, а иногда и в других, велено было соединить в одном Разбойном приказе; Холопий приказ был уничтожен вовсе, и все дела из него перенесены были в Судный приказ. Наконец затевалось важное дело составления дополнений к Уложению, и по всем приказам велено было написать статьи по таким случаям, которые не были приняты во внимание Уложением.

В церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор, один из важных в русской истории. На этом соборе (как на Стоглавом и других) от имени царя делались предложения или вопросы, на которые следовали соборные приговоры. Возникла потребность основания новых епархий, особенно в виду того, что везде умножались "церковные противники". Правительство предлагало завести у митрополитов подначальных им епископов, но собор нашел такой порядок неуместным, опасаясь, что от этого между архиереями будут происходить распри о сравнительной их "высости". Собор предпочел другую меру: учредить в некоторых городах особые независимые епархии. Таким образом были основаны архиепископства в Севске 4, в Холмогорах 5, в Устюге 6, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию; назначены были епископы: в Галиче, Арзамасе, Уфе, Танбове (Тамбове) 7, Воронеже 8, Волхове 9 и в Курске. На содержание новых архиерейств отводились разные монастыри с их вотчинными крестьянами и со всеми угодьями. Со стороны царя было сделано указание на отдаленные страны Сибири, где пространства так велики, что от епархиального города надобно ехать целый год и даже полтора, и эти страны легко делаются убежищем противников церкви; но собор не решился там учреждать епархий "малолюдства ради христианского народа", а ограничился постановлением посылать туда архимандритов и священников для научения в вере.

Внутригосударственные дела Фёдора III

По вопросу о противодействии расколу собор, не имея в руках материальной силы, главным образом предавал это дело светской власти; вотчинники и помещики должны извещать архиереев и воевод о раскольничьих сходбищах и мольбищах, а воеводы и приказные люди будут посылать служилых людей против тех раскольников, которые окажутся непослушными архиереям. Сверх того, собор просил государя, чтоб не давались никакие грамоты на основание новых пустынь, в которых обыкновенно служили по старым книгам; вместе с тем велено уничтожить в Москве палатки и анбары с иконами, называемые часовнями, в которых священники совершали молебны по старым книгам, а народ стекался туда толпами, вместо того, чтобы ходить в церкви и служить литургию; наконец постановлено было устроить надзор, чтоб не продавались старопечатные книги и разные писанные тетрадки и листочки с выписками из Св. Писания, которые были направлены против господствующей церкви в защиту старообрядства и сильно поддерживали раскол.

На этом же церковном соборе было обращено внимание на давние бесчинства, против которых напрасно вооружались прежние соборы: запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры. Замечено было, что черницы во множестве по домам сидели, по перекресткам и просили милостыню; большая часть их даже никогда не жила в монастырях, их постригали в домах, и они оставались в миру, нося черное платье. Таких черниц велено было собрать и устроить для них монастыри из некоторых, бывших прежде мужескими. Монахиням запрещалось самим управлять монастырскими вотчинами, а это дело поручалось назначенным от правительства старикам, дворянам. Запрещалось в домовых церквах держать вдов и священников, потому что, как замечено было, они вели себя бесчинно. Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось повсюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с криками просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, "со всяким довольством", а ленивых и здоровых принудить к работе. Дозволено было посвящать священников в православные приходы, находившиеся во владениях Польши и Швеции, но только с тем, если последует об этом просьба от прихожан с надлежащими документами и с грамотами от своего правительства. Это правило было важно в том отношении, что подавало повод русской церкви вмешиваться в духовные дела соседей 10.

В том же ноябре 1681 года состоялся указ о созвании собора служилых людей для "устроения и управления ратного дела". В самом указе было обращено внимание на то, что в прошедшие войны неприятели Московского государства показали "новые в ратных делах вымыслы", посредством которых одерживали верх над московскими ратными людьми; надлежало рассмотреть эти "нововымышленные неприятельские хитрости" и устроить войско так, чтобы в военное время оно могло вести борьбу против неприятеля.

Собор собрался в январе 1682 года. Выборные люди с первого же раза выразили сознание необходимости ввести европейское разделение войска на роты, вместо сотен, под начальством ротмистров и поручиков, вместо сотенных голов. Вслед за тем выборные люди подали мысль уничтожить местничество, чтобы все, как в приказах, так и в полках и в городах, не считались местами, и поэтому все так называемые "разрядные случаи" искоренить, дабы они не служили поводом к помехе в делах.

Мы не знаем, наверно, сами ли выборные люди по своему усмотрению сделали это предложение или мысль эта была внушена им от правительства, во всяком случае, мысль эта достаточно созрела в то время, потому что во все продолжение предшествовавших войн, по царскому повелению, все были без мест, а в посольских делах местничество уже давно было устранено. За два года перед тем состоялся указ, которым постановлялось устранить всякое местничанье в крестных ходах: в этом указе было сказано, что уже и прежде в таких случаях между служилыми людьми не наблюдалось местничество, но в последнее время стали являться челобитные с указанием разных прежних случаев; поэтому-то на будущее время сочтено было необходимым поставить правилом, чтобы таких челобитных более не было под страхом наказания. Таким образом, обычай считаться местами сам собою уже выходил из употребления; служилые люди привыкли обходиться без местничества; только немногие приверженцы старых предрассудков хватались за разрядные случаи для удовлетворения своего тщеславия и докучали этим правительству. Оставалось только юридически уничтожить местничество, чтобы на будущее время оно не вошло опять в силу. Царь представил этот вопрос на обсуждение патриарха с духовенством и бояр с думными людьми. Духовенство признало местнический обычай, противный христианству, Божьей заповеди о любви, источником зла и вреда для царственных дел; бояре и думные люди прибавили, что следует все разрядные случаи искоренить совершенно. На основании такого приговора царь приказал сжечь все разрядные книги, дабы вперед никто не мог считаться прежними случаями, возноситься службою своих предков и унижать других. Книги были преданы огню в сенях царской передней палаты, в присутствии присланных от патриарха митрополитов и епископов и назначенного для этого дела от царя боярина Михаила Долгорукова и думного дьяка Семенова. Все, у кого в домах были списки с этих книг и всякие письма, относившиеся к местническим случаям, должны были доставлять в разряд, под страхом царского гнева и духовного запрещения. Затем вместо разрядных местнических книг велено было в разряде держать родословную книгу и составить новую для таких родов, которые не записаны были в прежней родословной книге, по которым члены значились в разной царской службе; всем позволено было держать у себя родословные книги, но уже они не имели значения при отправлении служебных обязанностей 11. Несмотря на уничтожение местничества, тогдашнее правительство не думало, однако, лишать служилых людей отличий по знатности их положения. Таким образом установлялись правила, как следует каждому сообразно своему чину ездить по городу: бояре, окольничьи и думные люди могли, напр., ездить в каретах и санях в обыкновенные дни на двух лошадях, в праздники на четырех, а на свадьбах на шести; другим же ниже их чином (спальникам, стольникам, стряпчим, дворянам) дозволялось зимою ездить в санях на одной лошади, а летом верхами. Подобно тому же являться ко двору дозволено было сообразно чину. Предстояло еще одно важное преобразование: в декабре 1681 года последовал указ прислать в Москву выборных людей торгового сословия со всех городов (кроме сибирских), а также из государевых слобод и сел "для уравнения людей всякого чина в платеже податей и в отправлении выборной службы". Но этот собор, сколько нам известно, не состоялся.

Вторая свадьба Фёдора III

Царь между тем день ото дня ослабевал, но ближние его поддерживали в нем надежду на выздоровление, и он вступил в новый брак с Марфой Матвеевной Апраксиной, родственницей Языкова. Первым последствием этого союза было прощение Матвеева.

Сосланный боярин несколько раз писал царю из ссылки челобитные, оправдывая себя от ложно взведенных на него обвинений, просил ходатайства патриарха, обращался к разным боярам и даже к своим врагам; так, напр., он писал к злейшему из своих врагов Богдану Матвеевичу Хитрово, убеждал воспомянуть прежнюю милость его к нему и "работишку его", Матвеева, поручал просить о том же боярыню Анну Петровну, которая, как мы сказали, постоянно клеветала на Матвеева: "Я, - писал он из Пустозерска, - в такое место послан, что и имя его настоящее Пустозерск: ни мяса, ни калача купить нельзя; хлеба на две денежки не добудешь; один борщ едят да муки ржаной по горсточке прибавляют, и так делают только достаточные люди; не то, что купить, именем Божьим милостыни выпросить не у кого, да и нечего. А у меня, что по милости государя не было отнято, то все водами, горами и переволоками потоплено, растеряно, раскрадено, рассыпано, выточено..." В 1680 году после бракосочетания царя с Грушецкою, Матвеева в виде облегчения перевели в Мезень с сыном, с учителем сына шляхтичем Поборским и прислугою, всего до 30 человек, и давали ему 156 рублей жалованья, и, кроме того, отпускали хлебного зерна, ржи, овса, ячменя. Но это мало облегчило его участь. Умоляя снова государя даровать ему свободу, Матвеев писал, что таким образом "будет на день нам холопем твоим и сиротам нашим по три денежки..." "Церковные противники, - писал Матвеев в том же письме, - Аввакумова жена и дети получают по грошу на человека, а малые по три денежки, а мы, холопи твои, не противники ни церкви, ни вашему царскому повелению". Впрочем, мезенский воевода Тухачевский любил Матвеева и старался чем только мог облегчить судьбу сосланного боярина. Главный недостаток состоял в том, что в Мезени трудно было доставать хлеба. Жители питались дичью и рыбою, которые были там в большом изобилии, но от недостатка хлеба свирепствовала там цинга.

В январе 1682 года, как только царь объявил своей невестой Марфу Апраксину, отправлен был капитан стремяного полка Иван Лишуков в Мезень с указом объявить боярину Артамону Сергеевичу Матвееву и сыну его, что государь, признав их невинность, приказал вернуть их из ссылки, возвратить им двор в Москве, подмосковные и другие вотчины и пожитки, оставшиеся за раздачею и продажею; пожаловал им в вотчину из дворцовых сел Верхний Ландех с деревнями (в Суздальском уезде) и приказал свободно отпустить боярина с сыном в город Лух, давши им подорожную и ямские подводы, а в Лухе дожидаться нового царского указа. Этой милостью Матвеев был обязан просьбе царской невесты, которая была его крестница. Хотя царь и объявил, что признает Матвеева совершенно невинным и ложно оклеветанным, хотя перед освобождением Матвеева велел отправить в ссылку одного из его клеветников, врача Давида Берлова, но не решился, однако, возвратить боярина в Москву - очевидно, препятствовали царские сестры, ненавидевшие Матвеева, и молодая царица не имела еще настолько силы, чтобы привести царя к такому поступку, который бы до крайности раздражил царевен. Тем не менее, однако, молодая царица в короткое время приобрела столько силы, что примирила царя с Натальей Кирилловной и царевичем Петром, с которыми, по выражению современника, у него были "неукротимые несогласия". Но недолго пришлось царю жить с молодою женою. Через два месяца с небольшим после своей свадьбы, 27 апреля 1682 года, он скончался, не достигши 21 года от рождения.

1. Так, между прочим издано было несколько распоряжений относительно вотчин; запрещено было давать вотчины и поместья церквам в 1671 году.

2. Еще до ссылки Матвеева расширена была привилегия, данная при Алексее Михайловиче серебряных дел мастеру Кожевникову на искание серебряной, золотой и медной руды. Кожевников с товарищами несколько лет уже скитался по северным краям и не нашел руды. Теперь ему дозволено было искать руду, дорогие камни и всякие ископаемые богатства на Волге, Каме и Оке. Видно, что правительство очень занимала мысль отыскания металлов. Нелишним считаем также упомянуть о подтверждении указа царя Алексея Михайловича, чтобы не посылать в Москву рыбу, меньше указанной меры, а мелкую недорослую рыбу велено бросать обратно в реку, чтобы не "перевести заводу". Распоряжение это замечательно тем, что показывает заботливость правительства о сбережении рыбы, важной отрасли хозяйства.

3. В Тобольском уезде, напр., чернец Данило с единомышленниками завел пустынь, куда набралось до трехсот душ обоего пола. Две черницы и две девки всенародно бесновались, бились о землю, кричали, что видят Пресвятую Богородицу, которая повелевает им убеждать людей, чтоб не крестились тремя перстами, не ходили в церковь, нс поклонялись четырехконечному кресту, который есть не что иное, как Антихристова печать. Данило всех приходящих и старых и малых постригал в монашество и убеждал не допускать к себе ратных людей, но самим предать себя сожжению; с этою целью они заранее приготовили смолы, пеньки, бересту и, услышавши, что тобольский воевода послал против них отряд, сожглись в своих избах. Их пример увлек других к такому же изуверскому подвигу.

4. Города: Севск, Трубчевск, Путивль, Рыльск.

5. Холмогоры, Архангельск, Мезень, Кевроль, Пустозерск, Пинега, Вага с пригородами.

6. Устюга, Сольвычегодск, Тотьма с пригородами.

7. Тамбов, Козлов, Доброе Городище с пригородами.

8. Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костянск, Коротояк, Усмань и пр. Сюда был назначен епископом Св. Митрофан.

9. Волхов, Мценск, Карачев, Кромы, Орел, Новосиль.

10. На соборе этом было замечено, что Риза Господня, присланная при патриархе Филарете из Персии, была разрезана на кусочки, которые хранились в разных местах в ковчегах: велено было все эти кусочки собрать и держать в одном ковчеге в Успенской церкви. В Благовещенском соборе было много частиц мощей в небрежении: велено было большую часть их раздать по монастырям и церквам, остальные же хранить за царскою печатью, а в Великую пятницу, как прежде и делалось, приносить для омовения в Успенский собор.

11. Тогда же был, вероятно, составлен проект, по которому бояре, окольничьи и думные люди разделялись на степени, не по роду, а по занимаемым ими местам. Таким образом боярам давались разные названия: одним по городам, над которыми их назначили наместниками (напр., наместник астраханский занимал между наместниками четвертое место по важности города, а между боярами вообще одиннадцатую степень; псковский между наместниками пятое место, между боярами тринадцатую степень; смоленский между наместниками шестое место, между боярами одиннадцатую степень и т. д.), другим чины, переведенные с греческого языка и заимствованные из византийской придворной жизни, напр., болярин над пехотою, болярин над конною ратью, болярин и дворецкий и т. д. В этом проекте, не приведенном в исполнение, вероятно, за смертью царя Федора, виден зародыш той чиновничьей лестницы, которую создал Петр табелью о рангах.

Русский царь Федор Алексеевич Романов родился 9 июня (30 мая по старому стилю) 1661 года в Москве. Сын царя и Марии Ильиничны, дочери боярина Ильи Милославского, не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным.

18 июня 1676 года Федор Алексеевич был венчан на царство в Успенском соборе Кремля.

Представления его о царской власти во многом оказались сформированы под влиянием одного из талантливых философов того времени Симеона Полоцкого, который являлся воспитателем и духовным наставником молодого человека. Федор Алексеевич был прекрасно образован, знал латынь, древнегреческий и свободно говорил по-польски. Увлекался музыкой, особенно певческим искусством.

Многое из того, что сделал позже Петр I, было подготовлено или начато именно в краткий период правления его старшего брата царя Федора Алексеевича (1676- 1682).

В 1678 году правительством была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу. В 1679 году введено подворное обложение — первый шаг к подушной подати Петра I (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет).

В 1679-1680 годах была предпринята попытка смягчить на западный манер уголовные наказания . Был принят закон, запрещающий членовредительство.

Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами.

В 1681 году было введено воеводское и местное приказное управление — важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стала отмена на "чрезвычайном сидении" Земского собора 12 января1682 года местничества — правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, которое занимали в государственном аппарате его предки. Такое положение вещей многих не устраивало и, кроме того, мешало эффективному управлению государством. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей. Взамен них было приказано завести родословные книги, куда вписывали всех знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

Получивший основы светского образования Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества.

В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля. Личные распоряжения Федора Алексеевича за 1681-1682 годы содержат указы о строительстве в Москве и дворцовых селах 55 различных объектов.

Малолетних нищих высылали из Москвы в "украинные города" или монастыри для выполнения различных работ или обучения ремеслам (по достижении 20 лет их записывали на службу или в податную обязанность — тягло). Намерение Федора Алексеевича построить для "нищенских детей" дворы, где бы их обучали ремеслу, так и не было осуществлено .

Понимавший необходимость распространения знаний, царь приглашал иноземцев для преподавания в Москве. В 1681 году был разработан проект создания Славяно-греко-латинской академии , хотя сама академия была учреждена позже, в 1687 году.

Реформами оказались затронуты широкие слои различных классов, что вызвало обострение социальных противоречий. Недовольство городских низов (в том числе стрельцов) привело к Московскому восстанию 1682 года .

Во внешней политике Федор Алексеевич пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, он уделял полкам "нового строя", укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению "балтийской задачи" мешали набеги крымских татар и турок с юга. Крупной внешнеполитической акцией Федора Алексеевича стала успешная русско-турецкая война 1676-1681 годов, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, который закрепил объединение Левобережной Украины с Россией .

Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны на юге страны была создана Изюмская засечная черта длиной около 400 верст, которая прикрыла Слободскую Украину от нападений турок и татар. Позднее эта оборонительная линия была продолжена и соединена с Белгородской засечной чертой.

7 мая (27 апреля по старому стилю) 1682 года Федор Алексеевич Романов скоропостижно скончался в Москве, не оставив наследника. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля. Царями были провозглашены два его брата — Иван и Петр Алексеевичи.

В июле 1680 года царь вступил в брак с Агафьей Грушецкой, который продлился около года, царица умерла при родах, скончался и новорожденный сын Федора.

В феврале 1682 года царь женился на Марфе Апраксиной, брак продлился чуть более двух месяцев, до смерти Федора Алексеевича.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников